Блог

Проходя мимо бывшего дома Дружбы на Фонтанке

21 сентября 2014

Проходя мимо бывшего дома Дружбы на Фонтанке, встретила сегодня совершенно жуткую бабу: худая, сгорбленная, как краб, ноги кривые, руки неплотно прилегающие к бокам и доходящие чуть ли не колен, щеки впалые, глаза навыкате, огромная челюсть, а зубы торчат наружу и в разные стороны. Именно так, мне кажется, должен был бы выглядеть Щелкунчик. С ней рядом, точнее чуть впереди, шел вполне гладкий на вид мужик, без каких-либо видимых дефектов, во всяком случае. Если муж, то наверняка выгодно женился, нашел себе дочку состоятельных родителей. Судя по одежде, оба иностранцы. Я почему-то подумала, что из Испании. И не только из-за ее здоровенного крючковатого носа, а еще и потому, что вспомнила про Средние века, когда там охотились на ведьм и сжигали всех красивых баб. Ясно, что только в результате многовековой эволюции и путем тщательной селекции на свет мог народиться столь редкий экземпляр, вобравший все наиболее выразительные черты человеческого уродства. Долго я, правда, на это чудо природы любоваться не смогла, поскольку она, пугливо озираясь по сторонам, вслед за своим спутником исчезла за дверью недавно открывшегося в помещении дома Дружбы музея Фаберже. Или же музея яйца Фаберже − забыла посмотреть, как он точно называется.

И я сразу представила себе, как эта баба, пройдя по длинным пустым коридорам, приближается к самой отдаленной комнатке, открывает дверь, подходит к стоящему в темном углу специальному столику и с восторгом и благоговением взирает на хранящееся там под стеклом огромное инкрустированное бриллиантами и изумрудами яйцо, переливающееся в слабых отблесках догорающей свечи. У бабы от счастья глаза совсем вылезли из орбит, плюс само это яйцо, уже больше ста лет во всем мире считающееся чуть ли не олицетворением обывательских представлений о прекрасном. Для полноты картины не хватает только, чтобы там внутри была еще припрятана пресловутая игла из сказки про Кащея… Видимо, это мысли об Инквизиции пробудили в моем мозгу целую цепочку сложных ассоциаций, которые до этого момента дремали где-то в глубинах моего подсознания. Забавно, кстати, что такой музей, а не какого-нибудь там авангарда, открылся в самом центре Петербурге именно сейчас. Это уже само по себе характерно и, я бы даже сказала, символично. В Советском Союзе культивировалось уродство, но достаточно непритязательное: в виде всевозможных ленинских комнат, красных уголков и героев с квадратными головами. А теперь все усложнилось и, если можно так выразиться, утончилось − чтобы проникнуться духом времени, надо непременно посетить музей яйца Фаберже.