15 июля 2015
Вконтакте
Facebook
Google+
LiveJournal
После сериала «Mad men», несколько сезонов которого я привезла с собой на дачу, невольно начинаешь смотреть на рекламные щиты немного иначе. В частности, задумываешься над тем, как долго над ним работали их создатели, вели переговоры с заказчиками, возможно даже, не спали ночами, и все для того, чтобы придумать три слова типа «Живи на яркой стороне!» и разместить их над фото жизнерадостного олигофрена в полосатой футболке. Точнее, так ты воспринимала подобные композиции еще месяц назад, однако теперь они уже не кажутся тебе совсем бессмысленными. Несколько раз уже ловила себя на таких мыслях…
И этот эффект от просмотренного кино, мне кажется, позволяет лучше понять, почему у всех дебилов обычно бывает такой богатый внутренний мир, и именно они испытывают самую сильную тягу к сочинению всякого рода умных книг, диссертаций и философских трактатов. Просто им жизненно необходимо, чтобы окружающие максимально погрузились в то, что они пишут, думают и чувствуют. Чтобы те стали сопереживать тонкостям их душевных терзаний, размышляли о деталях посетивших их мыслей, прониклись сложностью изобретенных ими теорий и т.п. И как только люди во все это погружаются и начинают воспринимать их исключительно изнутри, они перестают замечать их очевидную глупость, которая при взгляде со стороны сразу же бросается в глаза.
22 апреля 2015
Вконтакте
Facebook
Google+
LiveJournal
Смешно, но только сейчас я, кажется, до конца осознала, в чем заключается сущность гениальности. Чем больше на человека в течение жизни накладывают отпечаток всякого рода проблемы, неудачи, болезни, нищета и прочие негативные явления, которых он сам специально никогда бы не стал себе желать, тем сильнее в его творчестве выражено иррациональное, ускользающее от обыденного понимания, магическое начало. Личности же, добившиеся всего, к чему стремились – бабкам, известности и т.п. − на их фоне выглядят совершенно банальными персонажами, поскольку они сформировались и устроились без какого-либо вмешательства потусторонних сил.
И самый главный изъян, которым должен быть отмечен гений, заключается в том, что изначально он не имеет никаких задатков к занятию искусством. Все писатели, к примеру, обычно умеют правильно составлять слова в фразы и предложения, а гений – нет. Да и умом, он, как правило, тоже особенно не блещет. Очевидно, что никто из тех, кто решил себя посвятить сочинению книг, не станет радоваться отсутствию подобных качеств и, тем более, сознательно их в себе изживать. Поэтому эти дефекты и являются свое рода даром, данным человеку свыше, и именно в них ярче всего проступает сверхчеловеческая природа творчества отдельных избранников, позволяющая им возвыситься над собратьями по перу.
Представим себе полного дебила с капающей изо рта слюной, который вообще ни фига не знает и не умеет, и вдруг ему присуждают Нобелевскую премию, например! Ясно, что такой персонаж способен пробудить в окружающих настоящий священный трепет. Не меньше, чем новый Мессия, я думаю.
Поэтому подобные личности крайне редко удостаиваются прижизненного признания и, тем более, каких-либо литературных наград. Просто все чувствуют, какой эффект это вызовет в обществе, и из зависти строят против них всяческие козни и интриги. Кроме того, обывателям важно, чтобы в этом мире все было обставлено более-менее прилично и выглядело логичным и справедливым.
Большинство же самых гениальных индивидов, отмеченных свыше максимальным отсутствием способностей, скорее всего, и вовсе так и остаются совсем никому не известными. Их гнобят соседи по лестничной площадке и коммунальной квартире − в самом начале их творческого пути, можно сказать.
6 апреля 2015
Вконтакте
Facebook
Google+
LiveJournal
Все люди делятся на последователей маркиза де Сада и Шодерло де Лакло. Даже если они не в курсе, кто это такие.
1 апреля 2015
Вконтакте
Facebook
Google+
LiveJournal
И, все-таки, те люди, что жили в девятнадцатом веке и отправили, к примеру, Уайльда в тюрьму, исходили из господствовавших в то время представлений о свободе воли, нравственности и окружающем мире, в том числе и научных. Сегодня же спор о природе сексуальности человека уже не имеет никакого отношения к идеологии и мировоззрению того или иного индивида. После возникновения генетики каждый, кто интересуется этой проблемой, может поступить на биофак, защитить диссертацию, ездить на научные конференции, и там, в узком кругу специалистов, обсуждать волнующую его тему. Зачем засорять публичное пространство своими праздными домыслами? Причем здесь вообще либералы, консерваторы, Бог, толерантность, фашизм и прочие красивые слова? Что это за странная манера примерять на себя чужие наряды?
Я, например, отдаю себе отчет в том, что зайдя в банк и ни с того ни с сего потребовав там бабки, я их там не получу, даже если начну орать и бить кулаком по стеклу, за которым там сидит кассир. И чтобы его ограбить, от меня все равно тоже потребуется какая-то подготовка…
С этой точки зрения я совершенно не понимаю легкость, с какой сейчас некоторые личности стали относиться к культуре. В жизни практически во всех областях присутствуют определенные сложности и тонкости. И сфера духа тут вовсе не является исключением. Это только кажется, что литература, состоит из обычных слов – тот, кто захочет в ней чего-то добиться, обязательно столкнется с многочисленными проблемами. В наши дни просто кропать стихи, как Блок или Есенин, полностью дублируя их стиль, уже не получится. Иначе гениев сегодня расплодилось бы так много, что они не вместились бы в школьные учебники будущего. Им там элементарно не хватит места. Даже по этой причине их число все равно пришлось бы сократить.
Зато я прекрасно понимаю православных, которых не устраивает присутствие в современном мире Нептуна. Он представляет сакральную сферу юмора. А им бы хотелось принимать комические позы и при этом не быть смешными.
31 марта 2015
Вконтакте
Facebook
Google+
LiveJournal
Всегда утомительно иметь дело с теми, чьи слова и поступки становятся известны тебе раньше, чем они успевают открыть рот или пошевелить рукой. Более того, став понятными для всех, люди утрачивают всякую ценность для искусства. Не только как авторы, но и в качестве персонажей повести или же романа. Зачем писать о том, что и так всем очевидно?
В таких странах, как в Северной Корее, например, литература вообще невозможна. Причем вовсе не из-за формальных запретов и жесткой цензуры со стороны государства, а по причинам чисто эстетического характера. Можно представить себе живущего там индивида, который складывает неопубликованные рукописи в стол в надежде, что их когда-нибудь прочитают потомки. Но описанный им мир так прозрачен и прост, что ему даже не стоит водить рукой по бумаге, чтобы там нечто запечатлеть, какие-то свои впечатления и наблюдения. Читатели все равно не смогут почерпнуть из его произведений для себя ничего нового о людях и окружающей его действительности. Об этой стране все и без него всем известно, даже тем, кто никогда о ней особенно не задумывался. Образно выражаясь, можно сказать, что от данного клочка земли веет скукой на расстоянии тысяч километров и лет.
Забавно, что такая предсказуемость свойственна исключительно человеческому миру. В природе даже простейшие бабочки и стрекозы порхают в самых неожиданных направлениях и достаточно неуловимы. И самыми понятными из человеческих особей обычно бывают обладатели разного рода мировоззрений, разносчики всевозможных идей и, особенно, личности, постигшие конечную истину бытия, типа существования Бога или же прибавочной стоимости. Продолжая аналогию с флорой и фауной можно, наверное, даже предположить, что люди с определенным психическим складом подобным образом инстинктивно стараются вытеснить искусство и красоту из социума, сделав существование в нем гения абсолютно бессмысленным и невыносимым. Такова их защитная реакция на глубоко враждебное им природное начало. И в этом смысле человечество вовсе не так уж и сильно оторвалось от животной среды, где коты шипением отпугивают собак, собаки лаем отгоняют волков и т.п.
Очевидность и простота – главное оружие обывателей в борьбе с гениальностью. Всем своим видом они демонстрируют, что полностью самодостаточны, довольны собой и уже являются венцом творения без какого-либо дополнительного вмешательства извне. Они не в состоянии постичь природу гениальности, зато сами могут стать понятными для всех, сделав таким способом присутствие гения в этом мире никому не нужным и избыточным.
Недаром ведь в советских учебниках литературы идея гениальности преподносилась исключительно в качестве чего-то сомнительного, несовершенного и нуждающегося в основательной доработке. А точнее даже как случайно дошедший до наших дней атавизм, который некоторые индивиды просто еще не успели в себе окончательно изжить. Поэтому рядом с каждым русским классиком там обязательно присутствовал еще какой-нибудь все постигший носитель конечной истины. Декабристы кучковались вокруг Пушкина и Лермонтова, Чернышевский и Добролюбов − неподалеку от Фета и Достоевского, а Горький − рядом с Толстым и Чеховым… И все они, подобно приставленному к Чапаеву комиссару Фурманову, должны были подавать пример и указывать правильный путь не лишенным способностей, но глубоко заблуждающимся и далеким от настоящего совершенства претендентам на звание гениев. А заодно − и подрастающему поколению, открывающему для себя мир русской литературы…
Не приходится сомневаться, что в наши дни роль таких наставников постепенно перейдет к оставшимся до самого последнего времени в тени так называемым святым. А, скорее всего, они просто объединят усилия со своими предшественниками, и, таким образом, эта случайная и нелепая историческая несправедливость по отношению к еще одной значительной группе близких к идеалу представителей человеческого рода наконец-то будет окончательно устранена.
30 марта 2015
Вконтакте
Facebook
Google+
LiveJournal
Еще меня не перестает удивлять пропасть, которая отделяет самые раскрученные американские триллеры от тех, в какие вкладывается меньше бабок, и которые условно можно было бы, наверное, назвать «фильмами второго сорта». Поскольку в них практически все является в высшей степени ущербным, жалким и второсортным: декорации, освещение, постановка трюков, актерский состав… Но особенно, конечно, престарелые молодящиеся бабы в главных ролях с жуткой косметикой на физиономиях и в таких же пугающих вульгарных нарядах. В них по сценарию все влюблены, сексуальные маньяки за ними охотятся, как и в нормальном кино, но само их присутствие в кадре делает все события на экране крайне неубедительными и нереалистичными…
Мало того, из-за них с годами у меня выработалось устойчивое подозрение, что Америка в реальности представляет собой нечто вроде огромной потемкинской деревни, где более-менее привлекательных особей хватает только на участие в достаточно ограниченном количестве созданных для внешнего потребления фильмов, являющихся своеобразным аналогом выставленной на всеобщее обозрение картонной декорации, за которой скрывается обширная территория, вся сплошь заселенная неполноценными уродами. Это ощущение с некоторых пор постоянно преследует меня − на подсознательном уровне, во всяком случае − и от него не так-то просто избавиться, хотя умом я понимаю, что, скорее всего, это не совсем так.
И, тем не менее, мне довольно сложно найти объяснение этому феномену. Почему бы, например, не дать сыграть в малобюджетном кино симпатичным, но начинающим исполнительницам? Они бы, наверняка, не отказались от возможности обратить на себя внимание и за относительно небольшое вознаграждение. А так, невольно начинаешь думать, что их в данной местности просто не водится, и поэтому приходится задействовать лучшее из оставшихся человеческих ресурсов.
Возможно, впрочем, создатели подобных фильмов предоставляют шанс подзаработать стареющим актрисам исключительно из гуманных соображений. Чтобы те могли отложить себе немного средств на старость, прежде чем превратятся в полных развалин и окончательно станут никому не нужны. Если это правда, то такой подход, может быть, и заслуживает уважения, но только с чисто человеческой точки зрения. Тогда как в государственном масштабе он способен нанести значительный ущерб имиджу страны в глазах иностранных граждан. Как это, в частности, и произошло с моим восприятием США под влиянием описанных выше фильмов.
Этот пример показывает, насколько коварными и опасными являются гуманистические идеи в любой форме фактически для любого государства. Советский Союз, где принцип человеколюбия и защиты интересов так называемых «маленьких людей» и прочих недоразвитых личностей был положен в основу господствующей идеологии, постепенно приобрел в мире репутацию страны, заселенную, главным образом, уродами. Несмотря на то что изнутри для живущих в нем граждан все выглядело и не столь однозначно. Такая же участь, боюсь, может постичь уже в ближайшем будущем и Россию, если в ней столь же интенсивно, как это делается сегодня, будут и дальше насаждаться идеи гуманизма и добра.
24 марта 2015
Вконтакте
Facebook
Google+
LiveJournal
Казалось, зима уже закончилась, а сегодня снова повалил мокрый снег, и, когда я утром шла в бассейн, промозглый ветер дул мне в лицо. Удивительно, но и весною бывают такие миги и часы, когда повеет вдруг осенью, и что-то внутри встрепенется. Даже настроение улучшается. Главное, еще никого не встретить, чтобы никакие гнусные рожи не попались тебе на глаза. Тогда вообще все ок.
Петербургу весна совсем не идет. Поэтому те, кто любят солнце, тепло, детей, радости бытия, тоскуют о прошедшей молодости и т.п., здесь обычно не приживаются. Или же, как Есенин, приезжают сюда повеситься.
21 марта 2015
Вконтакте
Facebook
Google+
LiveJournal
Не помню уже сейчас точно, но, по крайней мере, со времен знакомства с «Повестью о настоящем человеке» я начала испытывать непреодолимое отвращение ко всему подлинному и истинному. И сейчас это чувство во мне только усилилось. Жизнь как спектакль, в целом, меня вполне устраивает. Я даже не особенно придирчива к его качеству − пусть это будет нечто условное типа оперы или балета – важно, чтобы постановка не была уж совсем откровенно бездарной, когда действие формально продолжается, а тебе глаза мозолят вполне реальные, неподдельные, но кривляющиеся личности, зачем-то вылезшие на сцену.
С этой точки зрения сама идея мира как театра одного зрителя в лице Господа Бога, наблюдающего за настоящими человеческими страданиями, поступками и помыслами, мне глубоко чужда. В отличие от Бога, меня люди совершенно не интересуют. И тем более, такие, какими они являются на самом деле.
18 марта 2015
Вконтакте
Facebook
Google+
LiveJournal
Нарциссизм, самовлюбленность, эгоизм, равнодушие, презрение, холод, цинизм, лень, усталость, безразличие, бесчувственность, аморальность, надменность, разочарование, опустошение, скука… Если подумать, то в русском языке осталось не так уж и мало хороших слов. Поэтому надежда на возрождение бездуховности все еще есть. Только это меня и утешает.
11 марта 2015
Вконтакте
Facebook
Google+
LiveJournal
Не вижу никакого смысла специально стремиться к страданиям и другим раздражающим и неприятным вещам. В жизни любого человека их и без того хватает. С этой точки зрения в желании кого-либо отправиться, к примеру, на войну исключительно потому, что про нее говорят в телевизоре, есть нечто нарочитое и даже пошлое.
Тем не менее, такого рода личности обычно потом еще постоянно достают окружающих своим якобы уникальным опытом, приобретенным ими в экстремальных условиях. Но о чем тут можно говорить, если человек считает самым важным и познавательным в своей жизни участие в событиях, на которые направлены объективы телекамер? Даже актерам прежде, чем выйти на сцену, требуется определенная подготовка. В противном случае спектакль получится бездарным. И писатель интересен главным образом темной стороной своего бытия, про которую никто толком ничего не знает и которая только и придает некоторую загадочность и глубину его книгам, а став известным, он уже фактически не живет и просто исполняет некую публичную роль. Его деятельность в таком качестве представляет интерес разве что для теоретиков искусства и студентов Литинститута.
К остальным людям это тоже относится. Стоит обывателям ощутить себя творцами истории или даже просто причастными к каким-нибудь грандиозным мероприятиям, как они тут же перестают что-либо понимать и замечать. Что всегда видно из порождаемых ими рассуждений и умозаключений…
Это вообще касается буквально всех. Потребовались катаклизмы и потрясения вроде Второй мировой, чтобы переведенный на все языки знаменитый писатель Луи-Фердинанд Селин на какое-то время затерялся в толпе и снова стал доктором Детушем. Иначе в его поздних произведениях тоже, боюсь, было бы нечего читать.