Арбуз Дыневич
Очень забавная книга. Не знаю сколько в ней искренности, а сколько нарочитой провокативности, но все равно забавная. Лично я исхожу из того что в ней все-таки есть немалая доля преувеличения, слишком уж отчетливо проступают в тексте глумливые нотки.
Для лирической, гм, героини книги священных коров не существует, она проходится по всему литературному наследию России с курьезной сварливостью, причем иногда заходит с совсем парадоксальной стороны, делая, например, выводы о литературной значимости писателя по его внешности — вытаращенные глаза, покатый лоб, шкиперская бороденка, лукавый взгляд из под очков, или вовсе цепляясь за какие-то детские запечатления, перенося детскую оптику во взрослый мир, что создает дополнительное ощущение какого-то абсурда — чего только стоит сравнение Горького с собственным дедушкой. Детская непосредственность суждений на контрасте со старческой агрессивностью тона пожалуй и создают львиную долю комизма. Светила русской словесности на голубом глазу обзываются дебилами, дегенератами, идиотами, олигофренами и делается это на основании очаровательно простых посылок — например потому что героине не понравился взгляд с портрета.
Вместе с тем в книге есть очень метких и чутких наблюдений, автор(ка) иногда замечает неожиданные и очень своеобразные взаимосвязи, может пуститься в пространные рассуждения о том как человеческие чувства искажают творческое пространство и делают его «чуточку более розовым», о зыбкости и нестабильности материального в мире поэзии, о должной неприступности настоящего поэта перед вниманием человеческим, о темных и завораживающих смыслах. Порою она находит удивительно поэтические метафоры, например о сравнении прозы Андрея Белого с кучей осколков, которые переливаются в лучах заходящего солнца. За брюзгливым тоном внезапно встает красота суждений и сверкающий стиль, который проблёскивает и снова тонет в бесконечном гневном бормотании. Но этого хватает чтобы понять: автор(ка) — человек истинно необычного взгляда на мир.
Строй текста, в целом, рваный, клокочущий, хаотично-ассоциативный, с цепляющимися друг за друга мыслями, демонстративно лишенный редактуры, но при этом изложенный сухим педантичным тоном, и в этом тоже есть что-то своего рода бредовое. Бесконечные воспоминания, смешные наблюдения, плывущие потоком рассуждения, перетекающие одно в другое по сновидческой логике. И все это под соусом совершенно уморительной злобы. В общем, рекомендую.
29 октября 2021
https://www.livelib.ru/review/2354173-moya-istoriya-russkoj-literatury-marusya-klimova