Андрей Аствацатуров
Маруся Климова
«Парижские встречи»
СПб: Издательский дом «Ретро», 2004. — 375 с., ил.
Жанр интервью, весьма распространенный в СМИ, в последнее время шагнул далеко за пределы теле- и радиопередач, а также модных журналов — как в России, так и во всем мире. Известные журналисты все чаще собирают взятые ими интервью в серии и публикуют отдельным изданием в твердой обложке. Такие проекты, как правило, находят самый теплый отклик у читателей. Следить за живой беседой гораздо увлекательнее и проще. В эссе или статье автор может показаться скучным и неуместно обстоятельным, тогда как жанр интервью задает совершенно иной ритм. Он позволяет охватить множество тем и зачастую одной фразой прояснить самую суть проблемы. Конечно, все зависит от того, кто берет интервью. Здесь важно не только понимать предмет обсуждение, но и, что еще сложнее, уйти от соблазна выставить на первый план собственное мнение. Книга Маруси Климовой «Парижские встречи» образец безупречной работы опытного журналиста. Будучи известной писательницей и переводчицей, равной во всех отношениях тем, с кем она беседует, Маруся Климова профессионально «остается в тени», предоставляя слово своим персонажам. Книга делится на две части. В первую вошли собственно «парижские встречи», беседы Маруси с крупнейшими деятелями французской культуры. Среди них — знаменитые писатели Доминик Фернандес, Натали Саррот, Пьер Гийота, Катрин Милле, выдающийся фотограф Эрик Рондепьер, модный интеллектуал Мишель Сюриа, коллекционер и филолог Рене Герра, видный общественный деятель и биограф Селина Франсуа Жибо. Предметом разговора становятся современное состояние европейской культуры, литература, философия, политика, цензура, гомоэротика и многое другое. Французы с присущим им блеском много говорят о России, о ее культуре, о ее недавнем прошлом, что, как мне кажется, должно особенно заинтересовать наших читателей. Вторая часть книги представляет собой интервью разных лет. Здесь читатель найдет беседы с литераторами Виктором Ерофеевым, Андреем Битовым, Умберто Эко, Иваном Ждановым, Еленой Игнатовой, Дмитрием Волчеком, выдающимся актером БДТ Евгением Лебедевым, журналистом Сергеем Шолоховым и многими другими. Оставаясь верной себе и своей творческой позиции, Маруся Климова все-таки предпочла создать для своих «встреч» игровую рамку. Книгу открывает интервью, взятое на сей раз у самой Маруси замечательным культурологом и литературоведом Денисом Иоффе, известным своими сетевыми изысканно-карнавальными беседами с деятелями русской культуры. А завершается книга еще более вызывающе — двумя интервью с вымышленными персонажами: Дантесом Алигьери и Эдмоном Дантесом.
«Собака.ру», февраль 2005