ЕВГЕНИЙ ЛЕСИН
Маруся Климова — это не псевдоним и даже не персонаж русских народных песен и сказок. Маруся Климова — это три совершенно разных человека. Первый: мрачный постмодернист, скучный эпигон Вик. Ерофеева — «Русской красавицы». Второй: тихий маньяк-извращенец, застенчивый эксгибиционист, который стесняется раздеваться не только при людях, но даже и наедине с собой (поговаривают, что этот вид эксгибиционизма — самый утонченный). И третий: гений мысли, акробат пера, эквилибрист слова, жонглер предложения. Словом, Пелевин, у которого убрали все лишнее. «Мастер и Маргарита» без «древних» глав. Яркевич, пишущий обо всем-всем, только не об онанизме.
Повествование разбито на эпизоды, двигается медленно, кряхтя и с остановками. Персонажей много, они сами не уверены до конца, кто они и что делают, да еще ко всему прочему действие происходит в Петербурге, Праге, Мюнхене и прочей Европе. Литература и журналистика, богема и новые русские на старых «москвичах». «Союз правых сил» и «Яблоко», суд по авторскому праву, ПЕН-клуб и невыплаченные зарплаты, «маленький сморщенный член и два синеватых мешочка» и стихи. В принципе, «вчитаться» в Марус Климову, в ее «Белокурых бестий» можно — тогда, если вчитаетесь, маньячество не отвлекает, сюжетная скупость и однообразие не раздражают, зато радует добродушный пелевинский юмор. Неожиданный — ибо, привыкнув покорно и сочувственно следить за сложными перипетиями трагических судеб Маруси (так зовут героиню и, как утверждается в аннотации, «alter ego автора») и ее многочисленных случайных и неслучайных знакомых, не ждешь его, совсем не ждешь. Но он прорывается, прорывается сквозь бесконечные истории, случающиеся с героями или ими же друг другу рассказываемые.
Вообще, роман Климовой похож на большую курилку в высокооплачиваемом учреждении. Все боятся потерять службу — постылую и скучную, — поэтому рассказывают друг другу вещи необязательные, рассказывают отстраненно и стараясь не показать своего отношения к предмету разговора; в то же время других развлечений нет, так что истории все же в той или иной степени занимательны. Беда в том, что много курить вредно, никакая зарплата жизни утраченной не вернет, метрвого Паниковского не воскресит. Кстати, насчет Паниковского. Юмор присущ не только той Марусе Климовой, что напоминает Пелевина-о-котором-мы-мечтаем, Пелевина, которому отсекли все ненужное, но и угрюмому постмодернисту. Вот и появляются фельетонные фамилии типа Студебеккер или Могучий и Кучкин, эпизоды в духе эстрадных писателей-сатириков и пр. Что же до тихого застенчивого маньяка, то он своего читателя всегда найдет.
«КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ», 26.03.2001