Наталия Курчатова
Маруся Климова «Моя история русской литературы», СПб: «Гуманитарная Академия», 2004
Одна из главных любительниц всего мрачного, романтического, необычного, извращенного, французского, декадентского, гомосексуального, сверхчеловеческого написала книжку о русских писателях. Книжка, надо сказать, уморительная. В хорошем смысле слова. Маруся так отчаянно заворачивается в черный плащ, вертится в бутафорском гробу, делает страшные глаза и плюется восклицаниями, что хочется захлопать в ладоши. Как классному актеру, исполняющему в детской сказке роль злодея. Закрыв книгу, сложно вспомнить, что, собственно, она там о русских писателях — остается только образ автора, этакого Карлсона на похоронах, который изо всех сил проказничает опять. «Во всем романе «Война и мир» мне нравится только одна героиня — Элен Безухова, холодная светская красавица, обращавшаяся со своим жирным дебилом-мужем именно так, как он того заслуживал… И уродина княжна Марья со своими какими-то нечеловечески огромными лучистыми глазами — просто персонаж из фильма про инопланетян, — и ее братец князь Болконский с рассуждениями о небе и дубах, и их папаша — старый маньяк, лелеющий свои комплексы и третирующий детишек…» Так, в режиме самого что ни на есть прямого высказывания, Климова прогуливается от Пушкина до Хармса, задирает юбки авторитетам и показывает язык. Сопровождать ее — так же весело и сладко, как воровать яблоки в соседском саду. Основная ценность книжки — не в авторской парадигме, которую Климова пытается навязать с задорным бесстыдством, наводящим на мысль о высоком градусе самоиронии, а в утверждении личности над мифологией и прививке здорового цинизма.
«Петербургский календарь — Time Out», №24, ноябрь 2004