Публикации

Публикации в «Пегаc Light»

100% размер текста
+

МАРУСЯ КЛИМОВА

Призрак бродит по Санкт-Петербургу,
призрак постмодернизма…

Несмотря на политические и финансовые потрясения последних дней, художественная жизнь в Петербурге продолжает идти своим чередом. Минувшая суббота ознаменовалась сразу несколькими значительными событиями. В только что отремонтированной галерее Navicula Artis (на Пушкинской 10) открылась выставка Марины Колдобской. В последнее время художнице явно не дает покоя образ Христа. На сей раз взорам посетителей выставки предстал своеобразный иконостас, где в вырезанные из красной бумаги иконописные лики художница поместила фотографии Высоцкого, Горбачева, Башлачева и просто никому не знакомых людей. И хотя выставка, вероятно, была задумана уже давно, ее название «In God we trust» («На Бога уповаем»), позаимствованное Мариной Колдобской с американского доллара, приобрело в наши дни неожиданную актуальность. Мнения специалистов по этому вопросу разделились, но не исключено, что в случае новой деноминации на российском рубле следующего выпуска будет красоваться надпись «In Dollar we trust». Как бы там ни было, но воинствующий атеизм художницы не помешал произошедшему на ее выставке маленькому чуду. Посетителям, коих пришло на открытие выставки не менее пятидесяти, было предложено не больше трех-четырех бутылок красного вина, тем не менее примерно пятерых из них пришлось выносить из зала буквально на руках в состоянии полного опьянения. Упорствующая же в своем атеизме художница считает, что они просто попадали в голодный обморок.

В тот же день, но уже поздно вечером в клубе «Мама» на Петроградской стороне состоялось открытие Центра Современного Фотоискусства, где для начала демонстрировались компьютерно-графические работы известного мастера этого жанра Ольги Тобрелутс. Сразу же после открытия Центра началась многочасовая презентация очередного номера журнала «Кабинет». Авторы журнала по очереди зачитывали свои тексты под оглушительный грохот музыки в стиле «рейв». Вел вечер художник Сергей Бугаев (Африка), который в данном случае, впрочем, скорее выполнял роль диск-жокея. В целом эта попытка положить на музыку наукообразные и перенасыщенные постмодернистской терминологией тексты чем-то напомнила былые попытки переложить на музыку «Манифест Коммунистической Партии».

Диссонансом в общих выступлениях прозвучала речь бывшего издателя «Кабинета», ныне главного редактора газеты «Художественная воля» и главы Новой Академии Изящных Искусств Тимура Новикова, предостерегшего своих товарищей от пагубных последствий «Триумфа воли» и процитировавшего бывшего сподвижника Энди Уорхолла режиссера Пола Моррисси о том, что «рок и рейв враждебны жизни». Вскоре заскучавшая от постмодернистских текстов молодежь перекочевала в кулуары, где, видимо, под влиянием речи главы «Новой Академии» оживленно обсуждала современную культурно-политическую ситуацию в стране и в Петербурге. В частности, одной из причин финансового кризиса в стране считают недавний визит американского миллиардера-филантропа Джорджа Сороса в Центр Современного Искусства в Санкт-Петербурге. Более всего известного мецената возмутила многофигурная композиция, созданная на его деньги (двенадцать тысяч долларов) в Летнем Саду четой петербургских художников Флоренских, где сам Джордж Сорос был представлен в виде дойной коровы с чертами портретного сходства в окружении мелких и крупных хищников, символизирующих членов экспертного совета Фонда Сороса, живущих на его деньги.

Тут же возник спор о том, кого же из питерских художников можно назвать самыми богатыми. В конце концов, все пришли к выводу, что до недавнего времени самые богатые художники Санкт-Петербурга располагались в следующем порядке. Первое место: А. Флоренский – человек, не скрывающий своего благосостояния и гордящийся своим шестисотым «Мерседесом»; Д. Шагин, А. Белкин, А. Ананов и Г. Богомолов. После катастрофического падения курса рубля ситуация изменилась и богачи расположились таким образом: А. Флоренский, А. Белкин, А. Ананов, Г. Богомолов, Д. Шагин.

И в заключение – о глубоко возмутившем всех событии.

Группа хулиганов, засевшая в Петербургском Британском Совете, используя ситуацию финансового кризиса в России, сумела организовать выступление группы английских мужчин-стриптизеров DV8 на сцене Мариинского театра. Это безобразное действо вызвало восторг у представителей сексуальных меньшинств, заполнивших зал. Обозреватель местной газеты «Смена» Ф. Сомов, посетивший «балет» со своим другом Сашей, интерпретировал происшедшее как месть за изгнание С. Дягилева из театра после выступления на императорской сцене полураздетого В. Нижинского.

23.09.98

=====================================================

Умер отец русского панк-рока

В Петербурге скончался родоначальник русского панк-рока, лидер скандальной группы «Автоматический удовлетворитель» Андрей Панов, больше известный под именем «Свинья». Сын балетных звезд Мариинского театра (его отец сейчас возглавляет Королевский балет Копенгагена), Андрей родился в 1960 году, свою деятельность начал в 1979 году, а с 1980 года уже регулярно давал концерты в группах с различными составами.

Питерский рок теряет своих лидеров – в свое время пропал без вести руководитель группы «Россияне» Георгий Ардановский, умерли Александр Давыдов («Странные игры»), Александр Башлачев, Виктор Цой («Кино»), Майк Науменко («Зоопарк»), Сергей Курехин («Поп-механика»)… Из тех, кто в свое время стоял у истоков русского рока, остались только Юрий Шевчук (ДДТ), Константин Кинчев («Алиса») и Борис Гребенщиков («Аквариум»), в свое время спевший многозначительно: «Рок-н-ролл мертв, а я еще нет!»

26.08.98

============================================================

Утконос — птица консервативная

В Петербурге, в Пушкинском музее на Мойке, 12, состоялся творческий вечер поэта и издателя Дмитрия Волчека, который не выступал в родном городе уже двенадцать лет.

Вечер был организован литературным объединением «Утконос». В зале собрались представители самых различных поэтических школ, а также журналисты и просто любители поэзии. Дмитрий Волчек начал вечер с чтения отрывков из последней, четвертой части своей новой книги прозы «Кодекс гибели». Именно эта четвертая часть представляет собой комментарии к первым трем частям. С неподражаемым хладнокровием и изяществом автор обрушил на головы слушателей глубокомысленные культурно-исторические реминисценции, перемежающиеся с неприличной лексикой и заклинаниями на непонятном языке, являющемся, по словам поэта, энохийским языком, который в свое время был подсказан ангелами астрологу английской королевы Елизаветы Второй Джону Ди.

«В облаках лаванды нежились накрахмаленные рубашки, душистые носовые платки, алые полумаски. Остров был в конце концов сметен ураганом».

Во второй части вечера Дмитрий Волчек от прозы перешел к стихам, в которых уже явственно обозначилась его тяга к традиции Серебряного века, приверженцем которой он сам себя неоднократно провозглашал. Однако если вспомнить, что Дмитрий Волчек является не только автором двух поэтических книг, но еще и издателем постмодернистского «Митиного журнала», то парадоксальное соседство в рамках одного вечера двух вроде бы взаимоисключающих стилей становится более понятным.

Между тем, когда мирно протекавший вечер уже подходил к концу, разразился неожиданный скандал: сидевший в первом ряду бритый наголо молодой человек внезапно набросился с нецензурной бранью на произносившего заключительное слово поэта Аркадия Драгомощенко и начал его душить. Впоследствии выяснилось, что нападавший оказался членом поэтического объединения «Утконос», выступившего в качестве инициатора вечера Дмитрия Волчека. В программе объединения «Утконос» значится, что оно исповедует «просвещенный консерватизм». Пока одного из новоявленных консерваторов оттаскивали от ошеломленного Аркадия Драгомощенко, в центре зала возникла возмущенная пенсионерка с вытаращенными глазами, которая напомнила присутствующим, что помимо «просвещенного» в Петербурге существуют еще и другие оттенки консерватизма; к кулакам, правда, пенсионерка не прибегала, но пыталась увещевать Дмитрия Волчека именами Ленина и Пушкина. По правде говоря, в Европе, полноправным членом которой теперь снова стала Россия, подобной реакции на поэтические чтения не было, кажется, уже со времен дадаистов. И трудно сказать, что тому виной: парадоксальное смешение стилей или энохейские заклинания придворного астролога Елизаветы Второй.


12.08.98

============================================

Гори, гори, моя звезда!

Недавно недалеко от Санкт-Петербурга по пути в Кронштадт на дамбе в Финском заливе произошло торжественное сожжение всяческой скверны: гнусных текстов, картин, порнографических журналов и газет. Акция была приурочена к 500-летию со дня казни Джироламо Савонаролы.

Действо возглавил Тимур Новиков, идеолог и руководитель «Новой Академии», к которому на сей раз присоединились многочисленные художники, писатели, искусствоведы, журналисты, кинематографисты и просто наркоманы, а также юные члены Национал-большевистской партии. Погода явно не благоприятствовала отважным творцам, окончательно и бесповоротно решившим очиститься от всяческих мерзостей. На форте на берегу Финского залива были развернуты знамена и транспаранты «Новой Академии». Дул холодный ветер, моросил дождь, и если бы не заблаговременно припасенная бутылка керосина, пламя бы не разгорелось. Владислав Мамышев Монро-Гитлер поджег костер и первым бросил в огонь журнал «ПТЮЧ», на обложке которого запечатлелось его собственное изображение. Художник Маслов под всеобщие аплодисменты предал огню картину «Конец концов» (или «Кончало кончал»), написанную по аналогии с работой «Начало начал» известного французского живописца Гюстава Курбе. Среди преданных огню оказались: роман Жана Жене «Кэрель», книга Александра Дугина «Конспирология», сборник стихов Вячеслава Кондратовича «Ангел на игле», фильмы некрореалистов «Папа, умер Дед Мороз», «Тупые губы», журналы «Кабинет», «Тема», «Гей славяне» и т.д. Поддавшись общему порыву, наркоман сжег настоящие наркотики, а члены НБП бросили в разгоревшееся пламя газету «Лимонка». Все участники акции имели какое-то отношение к уничтожаемым произведениям, так что действо носило покаянный характер. Разве что пожилая женщина-искусствовед, бросившая в костер портрет Филиппа Киркорова, несколько выпала из общего ансамбля. Но, возможно, поп-звезда находится с ней в тесных родственных отношениях, то есть является, например, ее внуком. По завершении сожжения все почувствовали сильное облегчение, и желающие отправились в клуб «Мама», что на Петроградской стороне, где их уже ждали сторонники и единомышленники. Тимур Новиков заверил всех присутствовавших, что отныне такие акции будут периодически повторяться в целях очищения и обновления отечественной культуры.

Всю дорогу, как туда, так и обратно, в автобусе, перевозившем участников акции, из репродукторов звучали 7-я «Ленинградская» Симфония Шостаковича и призывы к молодежи, записанные накануне Тимуром Новиковым на радио «Порт», где он ведет передачи о классической музыке: «Дети, отбирайте у своих родителей наркотики и порнографию!»

Так что, похоже, престарелые битломаны в потертых джинсах напрасно надеялись, что у них-то со своими детьми проблем не будет. Отцы и дети по-прежнему плохо понимают друг друга!


СПб, дамба

3.06.98

=================================================

Новое кино России: по ту сторону добра и зла?

Недавно в Петербурге завершился кинофестиваль «Виват, кино России!»

Гран-при фестиваля ( «Приз зрительских симпатий») получил фильм «Страна глухих» Валерия Тодоровского. Лучшим режиссером был признан Игорь Масленников («Что сказал покойник»), лучшим актером — Александр Лазарев-младший («Тело будет предано земле…»), лучшей актрисой — Ирина Розанова («Дети понедельника»)… Впрочем, профессиональное жюри на фестивале отсутствует, так что формальные итоги фестиваля, как говорится, следует делить на двадцать, точнее, на пятнадцать (такое количество фильмов было показано в конкурсной программе фестиваля).

Не хотелось бы злоупотреблять словом «новое», так как оно в последнее время звучит к месту и не к месту, но фильмы «Страна глухих» Валерия Тодоровского, «Железная пята олигархии» Александра Баширова, «Мама не горюй» Максима Пежемского и «Тело будет предано земле…» Ильи Макарова, то есть четыре из пятнадцати, представленных на фестивале, дают серьезный повод говорить о рождении нового российского кино.

Прежде всего бросается в глаза переориентация «молодых» режиссеров с содержания жизни на ее стиль, который отныне, судя по всему, становится главным содержанием их фильмов. Это заметно даже в максимально рассчитанном на кассовый успех фильме Валерия Тодоровского, об остальных и говорить нечего. Фильмы режиссеров «новой волны» российского кино холодны, жестки и злы, в хорошем, если хотите, ницшеанском смысле этого слова. Оптимизма они не вселяют, но бодрят. Еще одна отличительная черта нового кино — его глубокая асоциальность, которая в нашем сознании часто ошибочно отождествляется с аморальностью. Однако служение обществу далеко не всегда бывает нравственно оправданно, а отказ от утопических положительных идеалов, напротив, может быть очень даже педагогичен, ибо готовит зрителя, особенно молодого, к встрече с реальной, часто малопривлекательной жизнью… Преодоление социума — пожалуй, наиболее существенная черта, отличающая наше «новое кино» от старого. В этом отношении ныне живущие режиссеры старой школы чем-то невольно напоминают едущих в трамвае пенсионеров, которые громко возмущаются поведением пойманного контролером безбилетника. Так брошенный и униженный государством человек, сам того не осознавая, продолжает этому государству рьяно служить, причем без малейшего к тому принуждения. Впрочем, еще больше, чем в нашем кино, эта непреодоленная социальность бросается в глаза в фильмах современного Голливуда. Но это уже отдельная тема.

Что касается верности нравственным идеалам и споров о том, по какую сторону добра и зла находятся новые режиссеры отечественного кино, то всем, у кого имеются на сей счет сомнения, следовало бы посмотреть включенный во внеконкурсный показ питерского фестиваля фильм Александра Полынникова «Грешная любовь». Фильм снят по классическим канонам некогда господствовавшего у нас стиля, правда, дополнен новым содержанием, что называется, «в духе времени».

В провинциальный городок, где живут два щуплых юноши, из столицы приезжает девушка Таня (Анна Назарьева), дабы работать в местном заброшенном монастыре экскурсоводом. Юноши похожи друг на друга почти как братья Кэрель из одноименного романа Жана Жене, даже зовут их одинаково: Иванами. Фильм же, как вы, наверное, догадались, далек и от Жене, и от Фассбиндера. Один юноша живет бедно, учится в медучилище и слегка заикается, все называют его просто Ваней, а другого, собирающегося переоборудовать провинциальный городок в туристический центр, называют на иностранный манер — Ив. Оба, как это водится в подобно рода фильмах, одеты в неестественно новую и чистую одежду. Поблескивают свежей краской и стены якобы заброшенного старинного монастыря. Обоим девушка нравится, но один ухаживает за ней, не скрывая циничных целей, а другой настроен романтически. Правда, у Вани было тяжелое детство: мать-алкоголичка, которая вступала в интимные отношения со своими случайными друзьями, не стесняясь присутствием малолетнего сына. Картины этого детства, сопровождающиеся душераздирающей музыкой, то и дело всплывают перед глазами Вани и кинозрителей, стоит только приблизиться к нему какой-нибудь женщине, в том числе и той, что ему нравится. От психических травм детства пытается вылечить юношу пожилой рабочий, вместе с которым они чистят старый колодец. Рабочий проводит сеанс психоанализа у старой стены монастыря, предлагая Ване упереться в нее лбом, — сцена, прямо скажем, достойная пера Владимира Сорокина. Между тем Ив времени даром не теряет и приглашает девушку покататься с ним на воздушном шаре, а во время полета начинает к ней грубо приставать. В результате девушка падает с воздушного шара и в коматозном состоянии оказывается в больнице. Ваня, который учится в медучилище и проходит в больнице практику, дежурит у ее постели день и ночь. Однажды, не сдержав нахлынувших на него чувств, он вступает со своей бесчувственной возлюбленной в интимные отношения. Девушка на мгновение пробуждается. Однако в реанимационную палату в это время заглядывает санитарка, в результате чего Ваня оказывается за решеткой. К счастью, главный врач больницы — хороший человек, и понимает, что Ваня спас девушку, а потому настаивает на том, чтобы его вернули в больницу. Ему отказывают наотрез, тогда он предлагает провести следственный эксперимент. И только так ему удается убедить тупых несговорчивых милиционеров. Ваню привозят в больницу, и там, в палате, на глазах у следователя (Светлана Крючкова) и сотрудников милиции он повторяет то, что сделал. И снова результат наилучший — девушка почти ожила! Все действия, как и в прошлый раз, проходят под душераздирающую музыку. Женщина-следователь не может сдержать набежавшую слезу… Думаю, дальше можно не продолжать. Эта вещь из тех, что будет «посильнее» «Фауста» Гете, так что в наличии хэппи-энда можно не сомневаться.

Вот такая жгучая смесь Хичкока с соцреализмом, своего рода «Психо по-русски»! Еще один народный фильм, можно сказать. Нет, напрасно мы все валили на компартию. Соцреалистический метод освоения действительности, оказывается, органически присущ душе свободного человека. Компартия тут ни при чем. Ничто не может остановить тягу нашего человека к добру: ни реанимация, ни тюрьма, ни смерть, ни даже отсутствие финансов на съемку фильма. Ничто!..

Не знаю, как вам, но лично мне кажется, что если бы у нас в какой-либо форме существовал некий киноринг на предмет «нравственное-безнравственное»: кто — кого, то представители старой школы, вроде Александра Полынникова, по количеству извращений дали бы сто очков вперед молодым. Да и тем, кому уже за сорок, пожалуй, тоже! Это — на мой взгляд, конечно…


СПб

27.05.98

==================================================

ЖИВОПИСЦЫ! ПОДЖИГАЙТЕ ВАШИ КИСТИ!

16 мая в «Новой Академии» Тимура Новикова в Петербурге открылись сразу две выставки: графика Ивана Дмитриева и «Наброски» Оксаны Саркисян. Помещение на Пушкинской, 10 буквально не могло вместить всех желающих: журналисты, художники, отечественные и иностранные посетители внезапно нагрянули в таком количестве, что заставили вспомнить о давно миновавших временах «газо-невской культуры». Но впечатляло в первую очередь не столько количество собравшихся, сколько их качественный состав – полюбоваться на картины молодых дарований явился практически весь питерский бомонд.

Выставки были весьма скромными по объему: одна состояла из четырех работ, вторая – примерно из десяти. Конечно, дело не в количестве, и вполне можно предположить, что родился новый Караваджио или появилась новая Наталья Гончарова.

Не исключено, что так оно и есть. Тем не менее сами художники были несколько ошарашены таким количеством публики. Злые же языки утверждали, что на 16 мая здесь была назначена выставка другой восходящей звезды отечественной живописи — юной художницы Лизы Березовской, которая уже привезла свои работы в Петербург, но в связи с неприятным инцидентом в клубе «Грибоедов» была срочно выслана обратно в Москву.

Поговаривают о провокации, что подтверждает подозрительно маленькое количество кокаина (0,02 г!), якобы изъятого у художницы. Высказывают также предположение, что агенту в штатском специально выдали 1 грамм кокаина, он же не удержался и воспользовался своим служебным положением, а в карман художнице подложил жалкие остатки. Но как бы там ни было, а вопрос о том, состоится ли питерский дебют Березовской в ближайшее время, или же ее дороги в Петербург замело «кокаина серебряной пылью», остается открытым. А пока члены «Новой Академии», решившие с некоторых пор сеять исключительно «разумное, доброе, вечное», готовятся к акции сожжения всего извращенного. Акция, приуроченная к 500-летию со дня казни Джироламо Савонаролы, состоится 23 мая. Единственная проблема, с которой столкнулись ее организаторы, – это очередь желающих сжечь свои картины, книги и диски. Ведется предварительная запись.


СПб., «Новая Академия»

20.05.98

 

Вернуться на страницу «Публикации»