Пьер Гийота. «Книга» [Издательство Kolonna Publications]
Автор. Трансгрессивный французский писатель, чье творчество в 60-70-е годы вызывало нешуточные скандалы и даже подвергались цензурным запретам, а сегодня объявлено авангардной классикой (при всей противоречивости этого определения). Родился в 1940-м, накануне гитлеровской оккупации, в 60-м был призван на алжирскую войну, откуда дезертировал; сочинять начал в двадцать с небольшим. Первые три романа, «Могила для 500 000 солдат», «Эдем, Эдем, Эдем» и «Проституция», – жестокие экспрессивные тексты, переполненные избыточным насилием, атмосферой тотальной войны и откровенными гомосексуальными сценами. Переведенный в прошлом году автобиографический роман «Воспитание», рассказывающий о детстве автора, напротив, довольно нормативный, целомудренный, совершенно в прустовском ключе.
О чем. Написанная в конце 70-х, в пору тяжкой личной депрессии, «Книга» – самая экспериментальная вещь Гийота: это 300 страниц автоматического письма, бессюжетной фонетической фиксации речи, с ошметками древних мифов, смутных событий и телесных реакций (отрывок можно прочесть здесь). Невозможный этот роман изложен по-русски героическими усилиями Маруси Климовой, писательницы и постоянной переводчицы Гийота.
Зачем. Для первого знакомства со сложным и болезненным творчеством Гийота годятся все же более нарративные произведения – «Эдем…» или та же прославленная «Проституция». Помимо прочего, Гийота сегодня чуть ли не единственный наследник важной ультра-авангардной культурной традиции, в которую, в частности, вписаны «цветы зла» Жана Жене и Габриэль Витткоп, театр жестокости Антонена Арто, метафизические и порнографические тексты Жоржа Батая, автоматическое письмо сюрреалистов и cut-up Уильяма Берроуза, и так далее.
http://www.be-in.ru/art-process/23620-bookz_april/