Сергей Оробий
Маруся Климова. Моя <анти>история русской литературы. – М.: АСТ, 2014.
Тонкий литературоведческий троллинг и очередной пересмотр классического наследия, в результате которого русские классики предстают людьми с преувеличенными репутациями: «Трудно сказать, что заставило стареющего Державина расплакаться на выпускном экзамене в Лицее. Что увидел он в юном Пушкине? А может быть, все гораздо проще, и это были слезы впавшего в маразм старика? Как бы то ни было, но эта встреча мало напоминает встречу умудренного опытом Верлена с юным Рембо. Перечитывая «Лицейским садам», не нахожу в них ничего, кроме неумеренной напыщенности и ложного пафоса, ну и еще более или менее умелой версификации, бойкого рифмоплетства. Вот такого более умелого, чем он сам, версификатора, должно быть, и увидел в Пушкине Державин, то есть опять-таки графомана, продолжателя графоманской традиции. И по большому счету не ошибся!» Очень бодрое чтение: на первых десяти страницах Климова умудряется разделаться с целым пантеоном от Державина до Гоголя. Градус язвительности при этом таков, что всерьез защищать русскую литературу от Климовой придет в голову только окончательному снобу с полным отсутствием чувства юмора. Обязательный антидот после книг типа «Жизнь и творчество…».
Лиterraтура № XXIII, 20.10.2014
http://literratura.org/issue_reviews/580-obzor-knizhnyh-novinok-201014.html