Пресса

О «Голубой крови» Маруси Климовой

100% размер текста
+

Катерина Жаринова

Коль уж тут юбилей написания одной из моих любимых вещей — романа «Голубая кровь» Маруся Климова , — есть повод разместить кусок «ученической» рецензии (опустив врез к статье, где перечислены всем хорошо известные регалии и заслуги автора)

«…Нашумевший роман Маруси Климовой «Голубая кровь», выпущенный издательством «Опустошитель» в 2018 году, стал первой книгой автобиографической трилогии. Роман выдержал уже несколько изданий и продолжает вызывать волны читательского интереса, провоцируя баталии критиков традиционной школы и приверженцев различных контркультурных течений. В чем же причины столь высокого градуса дискуссий и силы эмоционального отклика той немногочисленной российской аудитории, которая продолжает с неизменным энтузиазмом обсуждать уже третье издание романа «Голубая кровь»?

Осознанный и точно выверенный эпатаж авторского письма погружает читателя в мир «питерской богемы» перестроечных лет, периодически отсылая к временам детства Маруси.

Контрапунктом в романе проходят несколько сюжетных линий, одна из которых построена на чтении автором дневника некоего не вполне психически здорового друга-гея Павлика, другая является бесстрастным описанием происходящего с использованием «оптики» самой героини, третья частично показывает нам события глазами младшего её брата.

Такой авторский приём придаёт повествованию многоплановость и объем, ведь одни и те же события читатель видит глазами разных персонажей.

Тем не менее, буквально все герои романа склонны к разного рода девиациям, их откровения демонстрируют «низкую социальную ответственность» и шокирующие неподготовленного читателя нарушения «общепринятых» норм. Однако те же персонажи своими бесстрастными откровениями раскрывают, — закамуфлированные лакированным фасадом, — фальшь, грязь и преступные наклонности самих защитников этих норм.

Возмутительно! Но не только «этическим ревизионизмом» привлекают её книги, впрочем, высоко котируемые в среде эстетов. Непосредственность на грани наива – так можно охарактеризовать особенность её авторского письма, которое, безусловно, демонстрирует нетривиальный, можно даже сказать «постмодернисткий» взгляд на окружающий мир. Особенно в тех случаях, когда она описывает ленинградскую богему 80-х годов прошлого века.

Многочисленные критические и гневные отзывы на роман «Голубая кровь» содержат развёрнутый список претензий, где автор обвиняется во всех сметных грехах – от мизантропии и неприкрытого цинизма, до порнографичности, перверсивных наклонностей на грани их «пропаганды» и использовании обсценной лексики. Однако, абстрагируясь от подобных оценок, надо признать: Маруся Климова раскрывает читателям мир ярких богемных образов весьма смело, откровенно и саркастически описывает своих героев и нравы, царившие в нонконформистской «тусовке» безумных постперестроечных лет, а заодно предлагает носителям общественной морали зеркало, отражающее актуальную реальность во всей её неприглядности. 

Отстранённость и хирургическая точность многих оценок в сумме с фирменной авторской иронией может шокировать неподготовленного читателя, что во многом объясняет отторжение и негативные отзывы критиков, неспособных сканировать сарказм и особенности тончайшего письма Маруси Климовой. Но именно перечисленные особенности романа и нетривиальные авторские приёмы станут подарком для ценителей хорошей литературы, если под ней понимать изощрённость письма, способность создавать яркие образы и погружаться в абсолютно оригинальный авторский мир, окрашенный непредвзятой рефлексией, юмором и самоиронией.

Роман «Голубая кровь» можно рассматривать как игру с читателем, в которой последний порождает смыслы согласно градусу собственного понимания. Читателей, способных по достоинству оценить роман «Голубая кровь», ожидает продолжение «автобиографической трилогии» – романы «Домик в Буа-Коломб» и «Белокурые бестии».

Ведь однажды попав под бесконечное обаяние нонконформистского «наива» якобы-циничной femme terrible российской литературы Маруси Климовой – не читать её книги просто невозможно.

30 мая 2021 г.

https://www.facebook.com/katerina.zharinova.7/posts/2817287275188312

Вернуться на страницу «Пресса»