ЛИТОВСКАЯ М. А. , ТРЕТЬЯКОВА К. С.
Но частная ИЛ может быть еще более радикальным отказом от общепринятых оценок, своего род провокацией. Рассмотрим в качестве примера книгу Маруси Климовой «Моя история русской литературы». Автор отрицает все традиции и нормы в оценке классиков, создавая текст от лица хулиганки, чьи саркастические замечания направлены как на интеллектуальные, так и на внешние характеристики героев ее книги. Каждая глава «Моей истории», наряду с характеристиками классиков ИЛ, содержит биографические эпизоды из жизни повествовательницы. Причем биографические персонажи представлены ею в преимущественно положительном свете, а литературные, в большинстве своем – в отрицательном. Этот прием акцентирует внимание на проблеме восприятия литературы обычным российским читателем, для которого классика связана со школьными уроками литературы. Если с дедушкой или мамой героиня самостоятельно устанавливает свои личные отношения, то чужих и далеких программных писателей, которые, как утверждает рассказчица , «никогда нашей историей уже не станут… «Порвалась связь времен, увы!» (Климова 2004:12) ее вынуждают любить «за оценки».
По сути, «Моя история» — это история конфликта обывательницы Маруси Климовой с великой русской литературой ,которой ее вынуждают гордиться. Откровенным эпатажем, в частности, глумлением над общепризнанными нормами отношения к классическому наследию повествовательница подчеркивает, что ее ИЛ – это своего рода акт богоборчества, свержения кумиров. Характерно, что в 2014 году книга «Моя история русской литературы» без особых изменений текста была переиздана под названием «Моя антиистория русской литературы». Сама Климова в своем блоге так комментирует новое название книги: «Мне тут уже задавали вопрос по поводу названия. «Анти» на обложке было добавлено по настоянию издателей, чтобы книга не попадала в учебники и не травмировала психику школьников» .(Климова 2014). Но одновременно Марусина подчеркнутая непочтительность рассчитана на читателя, который среагирует, возмутится и в результате задумается о своих пристрастиях в области классической русской литературы, тем самым создав свою ИЛ ,эмоционально связанную с его, читателя, жизнью.
Филологический класс. 2015, №3