Пресса

Fuck yourself

100% размер текста
+

Blondy  Girl

Главное — научиться преодолевать тошноту, которую у тебя вызывают люди. Единственный навык, который может по-настоящему пригодиться в жизни.
Маруся Климова

«Безумная мгла» – это книга-шалость, по-хулигански откровенная и притягательно постмодернистская (и плевать, что сама писательница этого слова не признает). Здесь собраны «мысли и опыты» Климовой, представленные отдельными фразами, абзацами и даже целыми главами – формат, явно позаимствованный у Монтеня и Ницше. Но, в отличие от них, Климова пишет легко, незаумно, без пафоса. А главное ее достоинство – это невероятное чувство юмора.

Писательница без всякого зазрения совести, если у нее таковая вообще есть, стебёт (буквы «с» и «т», пожалуй, лишние) действительность, литературу, искусство, религию, современные ценности и много чего еще. Стебётся она и над собой. Но больше всего достается от Климовой писателям, поэтам и философам, хотя она, по собственному признанию, ненавидит людей в принципе. «Писатели и поэты напоминают саранчу: их так много, с каждым разом все больше, и когда-нибудь они тебя сожрут».

Еще одно достоинство «Безумной мглы» – возможность читать ее как угодно. Открываешь страницу наугад, и можно не волноваться, что что-то будет непонятно.

Текст Климовой глубоко ироничный, интертекстуальный, присыпанный аллюзиями и подзаголовками-цитатами, словно кекс шоколадной крошкой. Эти подзаголовки, отсылающие к известным произведениям литературы, вызывают у читателя радость узнавания и ощущение причастности к написанному. Тем более что Климова, в сущности, не озвучивает ничего мега-революционного – напротив, ее мысли кажутся до боли знакомыми: ты и сам об этом думал, но не мог сформулировать.

Эпизоды, где описывается пребывание писательницы во Франции, почему-то напомнили мне скитания героя романа «Тропик Рака» Генри Миллера. Только там герой долго и нудно вынашивал новую книгу, а Климова разбрасывается своими мыслями и «опытами» здесь и сейчас, не дожидаясь, когда они «дозреют», и не стремясь объединить их в единое целое.

У повести «Портрет художницы в юности» еще больше сходства с романом «Тропик Рака». Прежде всего их объединяет атмосфера, а также концентрированность и яркость повествования. Климова резкими абстрактными мазками создает не один портрет, а целую серию портретов людей искусства (ну или тех, кто считает себя таковым). Как бусины на нитку, писательница одну за одной нанизывает на повествовательную канву смешные и нелепые истории, совершенно очаровательные в своей абсурдности. Художница Регина Дубочан, которая создает «картины» из использованных тампонов, презервативов и туалетной бумаги. Гипнотизер и поэт Гомер Рогожка, испивший в младенчестве «свиного молочка» и балансирующий между обычной жизнью и дурдомом. Главная героиня Ольга Ошанина и ее странный творческий путь…

Резюме: любителям остросюжетных детективов и женских романов читать эту книгу Маруси Климовой не стоит. Да и вообще Климову им читать не стоит. Тем же, кто причисляет себя к ценителям современной интеллектуальной литературы, – рекомендую. Пусть Климова – тетка порой брутальная, зато с чувством юмора. Нетипичная питерская интеллигентка, которая в ответ на обращенное к ней «Fuck you» не закатывает возмущенно глаза, а уверенно произносит «Fuck yourself!». Ее «Безумная мгла» однозначно заслуживает читательского внимания.

21 февраля
https://www.livelib.ru/review/923304-bezumnaya-mgla-marusya-klimova

 

 

Вернуться на страницу «Пресса»