Иван Напреенко
Маруся Климова. Холод и отчуждение: стихи в прозе. М.: Опустошитель, 2019
«Для удобства читателей книга разбита на главы», сообщает аннотация к книге «ярчайшей представительницы современной контркультуры», и это, пожалуй, единственный жест снисхождения к публике, который делает автор. «Холод и отчуждение» выполнен в жанре неструктурированных и фрагментированных записок по случаю, а случаи подворачиваются разные — от суда над ростовским патологоанатомом, который застрелил бездомного, до феномена прибавочной стоимости и его отсутствия. Бесконечную вереницу фактов Климова встречает на одной язвительной ноте, с одной селиновской усмешкой, по меркам 2019 года довольно трогательной и куда менее фраппирующей, чем, возможно, хотелось бы писателю.
Оказывается, размер черепа вовсе не является свидетельством высокого интеллекта. Английские исследователи, выяснили, что насекомые с крошечными головками тоже чрезвычайно сообразительны, отлично ориентируются на местности и способны выполнять сложнейшие маневры. Тогда как у животных значительная часть объема мозга задействована для передачи сигналов на большие расстояния, поскольку лапы и тело у них гораздо крупнее, чем у пчел или муравьев.
Это открытие, как мне кажется, объясняет, почему отличавшийся огромным ростом Маяковский, например, воспевал в своих стихах совсем крошечного, практически карлика, Ленина, а тот вообще не обращал на него внимания. Меня это всегда удивляло, но причину раньше я понять не могла. На их поведении, видимо, роковым образом сказалась разница в размерах туловища, тогда как головы у всех людей примерно одинаковые. Вот и получилось, что вождь Октябрьской революции прекрасно ориентировался в окружающей обстановке, а нейроны из черепной коробки поэта вынуждены были ежедневно преодолевать дополнительные километры к более длинным конечностям.
«Нефть и кости: шесть книг недели», Самые интересные книжные новинки по мнению редакции «Горького», 1 ноября 2019